Рене Лалик и его творения

Мы предлагаем вам познакомиться с уникальными произведениями выдающегося французского художника Рене Лалика (Rene Jules Lalique; 1860 – 1945), имя которого в европейском ювелирном искусстве рубежа XIX–XX веков связано с рождением одного из самых романтических стилей в мировой художественной культуре – модерна (фр. art nouveau, ар-нуво букв. «новое искусство»). Рене Лалик совершил настоящую революцияю в мире высокого ювелирного искусства, показав миру новое представление о красоте – самобытной, мимолетной, искрящейся, как водная гладь волнующегося озера или взмах крыла бабочки. 

Рене Лалик родился в 1860 году в маленьком французском городе Ай. Он учился ювелирному мастерству в Лондоне и Париже. Молодой художник-ювелир предлагал свои эскизы знаменитым в то время ювелирным домам: "Картье", "Бушерон". Однако, его работы отклоняли из-за чрезмерной экстравагантности дизайна Рене Лалика, пестрившими растительными и животными мотивами. Кроме того, для моды того времени было нехарактерно использование самоцветов и поделочных камней – а Лалик наряду с бриллиантами, сапфирами и рубинами украшал свои творения переливчатыми опалами, яшмой, лунным камнем. Он любил использовать жемчуг неправильной, «барочной» формы, а также такие материалы, как коралл, кость и рог.

 

После ряда неудачных попыток продать свои идеи именитым ювелирным домам, Рене Лалик в начале ХХ века открыл свой собственный магазин украшений, который стал быстро пользоваться популярностью у клиенток из высшего общества, переманив покупателей у ювелиров, совсем недавно отвергавших Лалика. Одной из них была великая французская актриса Сара Бернар. Специально для неё он создал ряд уникальных украшений: кулон «Подвеска с лицом женщины» из золота, серебра, барочного стекла и жемчуга, золотую брошь "Дракон" (Бернар родилась в год дракона). Актриса появлялась в украшениях Лалика даже на театральных подмостках,  благодаря чему его популярность росла год от года. 

На волне успеха и развития направления  «ар-нуво» Рене Лалик начал увлекаться и прикладным декором. По заказу своего друга, парфюмера  Франсуа Коти он выпускает серию уникальных флаконов для духов, каждый из которых стал предметом коллекционирования.  К 1912 году Рене Лалик представляет публике свою «прощальную»  коллекцию ювелирных украшений. Устав от золота, серебра, бриллиантов и прочих драгоценных камней, талантливый ювелир увлекается работой с цветным стеклом – возможности его обработки дают широкий простор для создания настоящих шедевров декоративно-прикладного искусства.  К 1922 году Рене Лалик приобрел собственную стеклянную фабрику, откуда вышли его знаменитые вазы и декоративные статуэтки а также «маскоты» (украшения решетки радиатора) для автомобилей.